воскресенье, 15 марта 2009 г.

О налоговых правонарушениях и преступлениях в сфере многоуровневого маркетинга

Здесь мы поговорим о преступлениях, на которые идут организации, построенные по принципу финансовых пирамид. Ведь вы согласитесь, что современному обывателю бывает сложно различить маркетинговую компанию и "финансовую пирамиду".
В наших предыдущих сообщениях мы уже приводили принципы, согласно которым работают маркетинговые компании в правовом поле.
Здесь мы постараемся уточнить их отличия от "финансовых пирамид", развивающихся по криминальным схемам.


1. Признаки

Многие наши сограждане практически ежедневно сталкиваются с реализацией товаров методом многоуровневого сетевого маркетинга (прямыми продажами). Достаточно вспомнить примелькавшуюся телевизионную рекламу в телемагазинах, предлагающую покупать товары не выходя из дома.

Под прямыми продажами подразумевается реализация товаров широкого потребления, в большинстве случаев осуществляемая на дому у покупателей или у других лиц, на рабочих местах, а также в иных местах, удаленных от постоянных точек розничной торговли. Как правило, продавцы разъясняют назначение продукции и демонстрируют ее потребителям.
Вслед за зарубежными компаниями на российском рынке в начале 90-х годов стали появляться и первые отечественные компании, реализующие товары методом многоуровневого сетевого маркетинга (Multi Level Marketing - MLM, далее - МЛМ, МЛМ-фирмы).

По оценкам специалистов МЛМ, в России насчитывается 1,5 млн человек, являющихся дистрибьюторами товаров МЛМ-фирм, оборот которых составляет 25 млрд долл. США в год.

Проведенные исследования деятельности известных МЛМ-фирм на потребительском рынке позволяют выделить некоторые общие экономико-правовые принципы и особенности их деятельности
  • многообразие применяемых форм и методов деятельности, хорошая организация и учет психологических факторов воздействия на потребителей;

  • разница между себестоимостью продукта производителя и конечной ценой продавца идет на выплату комиссионных вознаграждений агентам МЛМ-фирм, не расходуя массивных средств на рекламу. Агент получает не только вознаграждение за собственные продажи, но и отчисления от общего объема продаж тех людей, которых он привлек к своему бизнесу;

  • минимальные расходы на содержание офисов, коммунальные услуги.
Следует отметить, что нельзя недооценивать возможности МЛМ-фирм в трудоустройстве наших сограждан. В условиях напряженной социально-экономической обстановки (особенно в условиях так называемого "экономического кризиса") сетевой маркетинг играет положительную роль в развитии социальной и предпринимательской активности населения, помогает решать проблемы занятости и повышения уровня доходов населения.

МЛМ - это разновидность предпринимательской деятельности, которой каждый гражданин занимается добровольно, рискуя своими средствами, как и в любом предпринимательском бизнесе. Данное определение явствует из самой сути предпринимательской деятельности: инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность деятельность лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ (оказания услуг).

Действующие в настоящее время в Украине МЛМ-фирмы можно условно разделить на традиционные западные и украинские. На сегодняшний день уже сформировался костяк ведущих МЛМ-фирм, которые стараются работать в правовом поле, уплачивать налоги, обучать своих дистрибьюторов. И таких фирм достаточно много.

Существуют, также, неподконтрольные правоохранительным и налоговым органам фирмы, торговые агенты которых "наводнили" улицы и пригородные электропоезда. Как правило, для реализации предлагаются электротовары азиатского производства, предметы повседневного спроса, книги, чай по ценам на 10-30 % ниже магазинных. Как показывает практика, каких-либо документов (накладных, доверенностей, сертификатов и т.п.), подтверждающих принадлежность товара и фирмы, у распространителей нет. В настоящее время контроль за подобной деятельностью не только затруднен физически, но и фактически невозможен из-за ведомственной разобщенности правоохранительных органов.

2. Законодательная база и криминогенная обстановка

На сегодняшний день наиболее опасным для государства является организация так называемых "пирамид", которых дилетанты могут спутать с честно работающей в правовом поле MLM-компанией, уплачивающая налоги, легально импортирующая товары, имеющая свою юридическую службу.

В конце 1996 года в Москве, а затем в крупных городах России стали появляться международные бизнес-клубы. Они часто меняли названия. "Спейс", "Атландида", "Астран", "Титан", "Возрождение", "Феникс", "Контакт", "Московский инвестиционный центр", "Международный инновационный центр" - это далеко не полный перечень названий, за которыми стояли одни и те же организаторы. Суть такого бизнеса была предельно проста.

Для того чтобы стать членом клуба, необходимо было заплатить 3300 долл. США. (Вспомните в наших предыдущих постах - что стартовый капитал в нормальной МЛМ-компании должен быть небольшим). Членство в клубе давало право приглашать на собрания новых членов. За каждого нового приглашенного, ставшего членом клуба, пригласившему выплачивались 500 долл. США. Организаторы заверяли новых рекрутов, что таким образом можно зарабатывать по несколько тысяч долларов в месяц. Собрания проводились в конференц-залах крупных гостиничных комплексов. Первое посещение собрания стоило 120 рублей.

Сценарии собраний клуба тщательно прорабатывались профессиональными психологами (подробный сценарный план стоил от 3 до 15 тыс. долл. США в зависимости от величины "пирамиды"). Суть методики заключалась в создании таких условий, когда члены клуба были вынуждены привлекать новых участников.
За несколько месяцев такие "бизнес-клубы" смогли вовлечь в свою деятельность около 8 млн человек и собрать с них примерно 60 млн долл. США.
В ноябре 1998 года сотрудники МВД во время одного такого заседания изъяли "черновую" бухгалтерию одного из клубов, а вскоре сотрудники налоговой полиции задержали курьера с документацией. В итоге были возбуждены уголовные дела по фактам неуплаты налогов, незаконного предпринимательства и организации преступного сообщества. Однако, к сожалению, организаторов аферы задержать не удалось, они скрылись за границей.

Одной из острейших проблем, с которой пришлось столкнуться правоохранительным органам в середине девяностых годов, была проблема пресечения деятельности так называемых "финансовых пирамид" ("Тибет", "МММ", "РДС", "Телемаркет", "ОЛБИ" и др.).

За 1995-1998 годы следственными подразделениями правоохранительных органов в суды было направлено более 50 уголовных дел о финансовых мошенничествах (пирамидах). По данным делам осужден 101 человек, официально потерпевшими признано более 136 тыс. человек.
Среди нарушений российского законодательства, допускаемых МЛМ-фирмами, можно выделить следующие:
  • уклонение от сертификации и лицензирования в санэпидемстанции;

  • причинение вреда здоровью населения, продажа препаратов с вредными примесями и превышением допустимого содержания тяжелых металлов;

  • несоответствие декларируемых потребительских качеств товара реально существующим.
Вызывает также опасения строгая подчиненность сотрудников некоторых МЛМ-фирм и "ограничение" информации о функционировании фирмы в зависимости от ступени карьерного роста (например, распространитель дает подписку об обязанности на протяжении трех лет после прекращения работы в компании не разглашать коммерческих секретов, формул, системы сбыта и распределения, коммерческой информации и литературы, которую он приобрел в компании).

Не будем дальше вас нагружать криминальной стороной деятельности "финансовых пирамид", действующих по принципу многоуровневого маркетинга, приведём пример компании "ASTER", которую представляем мы:


  • все сертификаты на продукцию предоставлены (в скором времени мы вывесим их на нашем блоге);
  • препараты (в нашем случае БАДы) продаются даже в аптеках в Украине, Беларуси, России, Молдове , Казахстане;
  • открытые данные про заводы-изготовители;
  • официальноые таможенные процедуры с уплатами всех налогов и НДС.



В статье использованы материалы "Налогового вестника" (РФ)

P.S. Смотрите видеофильм по данной теме, опубликованный в посте от 28 марта 2009 г.

Related Posts by Categories



Widget by Hoctro | Jack Book

0 коммент.:

Отправить комментарий